А в расходах мы гораздо крупнее...
1 ноября 2007 года

В самом деле, ведь работающих в Татарстане - только около 1,8 миллиона, это меньше половины населения. Известно, какое количество из них действительно получают зарплату в районе 11 - 12 тысяч - всего 6,8 процента от всех работающих (еще чуть более 22 процентов имеют зарплаты выше среднереспубликанской). Детей, не имеющих самостоятельного источника дохода, - примерно 750 тысяч, еще столько же - пенсионеров (средняя пенсия - 2,9 тыс. рублей). Как при всем этом может получиться столь оптимистичный доход в среднем на душу - это среднему уму непостижимо.

К счастью, у нас есть экономисты. И главный из них по должности - министр экономики РТ Марат Сафиуллин согласился провести корреспондента "ВК" загадочными тропами статистики, где мы по ходу дела вместе обнаруживали не всегда приятные сюрпризы.

Почему среднедушевой доход более чем вдвое превышает среднюю зарплату - с этим мы разобрались быстро. Доходы, напомнил г-н Сафиуллин, состоят не только из зарплаты. Те, кто победнее, в придачу получают социальные выплаты. Ну а те, кто побогаче собственностью - дивиденды или доходы от продажи акций и других активов. За последние пять лет, уточнил министр, удельный вес доходов граждан от их собственности вырос в Татарстане более чем в три раза. В итоге официальные доходы от предпринимательской деятельности и от собственности составили в прошлом году около 219 млрд. рублей, а зарплаты, пенсии и социальные выплаты в общей сложности - около 202 млрд. рублей.

Все эти показатели складываются (зарплаты с субсидиями, пенсиями и доходами от богатства) и делятся на количество населения. Так и получается показатель среднедушевого дохода. Пусть он полностью виртуальный, но зато в нем, как в бане, все татарстанцы равны.

Труднее всего ощущать себя равными тем, чья зарплата меньше официально установленного в России МРОТа (2300 рублей). А таких в Татарстане - до 10 процентов от общего числа работающих. Как соотносится оклад первого разряда Единой тарифной сетки (1404 рубля) с требованием МРОТа? Об этом спросил "ВК" наш читатель-доктор по просьбе коллектива санитарок, а "ВК" переадресовала вопрос министру экономики.

Тот заверил, что соотносятся они неплохо, а со дня на день будут соотноситься еще лучше. Во-первых, нынешней осенью проиндексированы компенсационные выплаты, и для 1-го разряда такая выплата составляет 480 рублей. Во-вторых, с 1 ноября всем работникам бюджетной сферы установлены "персонифицированные адаптационные выплаты" в размере 771 рубля на каждого, независимо от разряда. Так что получится даже не 2300, а целых 3100 рублей...

Но, может быть, еще более интересные вещи происходят, когда экономисты принимаются оценивать реальные доходы граждан. Дело в том, что в этом случае вычисленные доходы стараются "сбалансировать" с расходами, большая часть которых определяется довольно просто - через объем проданных в республике товаров и оказанных здесь же услуг. Вроде бы логично: раз люди все это купили, стало быть, у них реально были на это деньги.

Правда, тут есть одна статистическая проблема, а именно, распространенность и доступность кредитов. Нынче люди все чаще покупают товары, на покупку которых они еще не заработали, а может быть, и не заработают. И товары, купленные в кредит, создают сиюминутную иллюзию большего дохода.

"Они завышают его, совершенно верно, - признает Марат Сафиуллин. - Но не учитывать кредит невозможно..."

Заемные деньги считаются как доход. Хотя чисто логически - это лишь временное пользование, ведь затем они будут изыматься из вашего дохода, причем с процентами, т.е. в большем размере.

Марат Сафиуллин обращает внимание еще на один сомнительный момент учета доходов - на "вопрос, на который, по большому счету, в стране никто не может дать ответ":

- У нас очень большой сектор наличного денежного обращения. Если перевести все в безналичное да еще заставить людей декларировать свои расходы - в этом случае ситуация была бы намного лучше. Помните, Починок прославился тем, что стал пытаться фотографировать коттеджи? Человек коттедж построил, а откуда взялись эти деньги? Это для нас из разряда экономических чудес: деньги взялись ниоткуда, люди их не задекларировали как доход.

Вы нас критикуете, что мы завышаем показатель денежного дохода, продолжает министр и предлагает: "А вы посмотрите, насколько у нас увеличивается количество иномарок - здесь, сравнительно с официальным показателем денежного дохода, ситуация куда более оптимистическая. Вы скажете, это только у богатых. Но это массовое явление! Если в начале 2000-х покупали машины эконом-класса, то сейчас - нет, сейчас больше покупают машины среднего ценового класса.

Правда, тем людям, которые формируют эту приятную для имиджа республики картину растущего спроса на дорогое жилье и дорогие авто, - им как раз наплевать, какие цифры среднедушевого дохода провозглашаются с официальных трибун. Потому что они либо богаты, либо живут в этих самых условиях "экономических чудес": деньги ниоткуда (на самом деле можно догадаться, откуда - с рынка коррупционных услуг). Но у подавляющей массы людей, для которых зарплата плюс, может быть, социальные субсидии, - это и есть весь доход, официальные цифры суть источник сильного раздражения. Самый распространенный вывод: "Власть врет про наши доходы".

"Да, доходы у богатых растут быстрее", - с сожалением констатирует министр.

Есть и другая деталь, делающая сомнительной попытку оценить истинный размер доходов людей по обороту торговли. Поскольку в Казани количество торговых объектов на душу - как нигде в России, за исключением Москвы, то у нас есть определенная "покупательская иммиграция", т.е. к нам за покупками могут приезжать и из соседних регионов. Причем, по логике, за дорогостоящими - за колбасой из Йошкар-Олы в Казань никто не поедет, а вот за автомобилем премиум-класса - в самый раз. А в магазинах прописка же не учитывается; приедет какой-нибудь житель Марий Эл, купит в Казани "БМВ" 7-й серии... И получится, что потратил деньги он, а статистически - как будто мы потратили, вон у нас, татарстанцев, оказывается, сколько денег!

- Да, эта погрешность есть... - признает Марат Сафиуллин. - Это самый больной вопрос. Но со временем торговые операторы дойдут до всех регионов, и эта погрешность будет снижаться...

Разумеется, экономисты знают, какие доходы приходятся на каждую группу населения в реальности. И главная погрешность, когда речь идет об усредненных показателях, - не методологическая, а пропагандистская. Виртуальным "среднедушевым доходом" приятно отчитываться, но жить на него нельзя.

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"